Понедельник, 30.09.2024, 02:28
Приветствую Вас Гость

Писатели и поэты России

Александр Александрович Бестужев

Александр Александрович Бестужев-Марлинский родился 23 октября (3 ноября) 1797 г. в Петербурге в старинной, но обедневшей высококультурной дворянской семье. Его отец – вольнодумец, создатель совместно с И.П. Пниным оппозиционного радикально-просветительского «Санкт-Петербургского журнала», автор стихов, рецензий, переводов прогрессивно-философских сочинений (Монтескье) и статей о воспитании. А.Ф. Бестужев, создав своим детям самые благоприятные условия для духовного роста, стремился привить им чувство высокой гражданственности, жажду знаний и эстетический вкус. Поэтому не случайно четыре его сына стали декабристами.

В 1806 г. Сашу отдали в Горный кадетский корпус, но пылкое влечение к искусству вступило в спор с требованиями точных наук, и он оставил это учебное заведение. Увлекаясь романтикой моря, Бестужев готовился к экзамену на гардемарина. Но и здесь препятствием на его пути к водным просторам стали «рифы дифференциальных и интегральных формул». По предложению старого друга отца Александр был зачислен в 1816 г. юнкером лейб-драгунского полка, а через год произведен в офицеры. Так началась его блестящая жизнь, сопряженная с то и дело вспыхивающими дуэлями.

Но ничто не могло заглушить в Бестужеве литературных склонностей, пытливого ума, жадных стремлений к все новым познаниям, пробужденным ранним знакомством с великолепной библиотекой своего отца. С 1818 г. его произведения появляются в печати. Он избирается членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Все это весьма содействует расширению уже давно начавшихся его связей с писательскими кругами. Состоявшееся в 1822 г. знакомство Бестужева с Рылеевым переходит в близкую дружбу, и в 1823-1825 гг. они совместно издают альманах «Полярная звезда», ставший действенным органом пропаганды передовых идей. Все глубже проникаясь социально-политическими интересами, все активнее проявляя свою оппозиционность к самодержавному режиму, Бестужев, естественно, приходит к декабризму: он вступает в Северное общество и в 1825 г. избирается членом его Верховной думы. Как и многие члены этого общества, Бестужев сначала – сторонник конституционной монархии, а потом, подобно Рылееву, занимает более радикальные позиции, высказываясь за республику. Он становится одним из энергичнейших организаторов восстания 14 декабря 1825 г. Именно им, тогда штабс-капитаном, велась агитация в Московском полку, который, несмотря на опасения декабристских руководителей, вышел на Сенатскую площадь первым.

После разгрома восстания Бестужев скрылся, но на следующий день вечером добровольно сдался в руки властей. В записке «Об историческом ходе свободомыслия в России», поданной им во время следствия на имя императора, содержится глубокое обоснование социально-экономических причин и задач дворянской революции.

По донесению следственной комиссии Бестужев умышлял на цареубийство и истребление императорской фамилии; возбуждал к тому других, соглашался также и на лишение свободы императорской фамилии. Участвовал в умысле бунта привлечением товарищей и сочинением возмутительных стихов и песен. Лично действовал в мятеже и возбуждал к оному нижних чинов. Бестужев был осужден по «первому разряду» виновности и приговорен к пятнадцати годам каторжных работ, замененных ссылкой в финляндскую крепость (форт) «Слава» (с 6 августа по октябрь 1827 г.), потом поселением в Якутск (с 31 декабря 1827 г. до июля 1829 г.), а с августа 1829 г. переведен в действующую кавказскую армию. Будучи рядовым, он многократно проявлял чудеса храбрости и воинского умения, представлялся к наградам, но все представления его к крестам и производству к чинам отвергались императором. И.Ф. Паскевич, особо доверенный Николая I, сменив на Кавказе А.П. Ермолова, подвергал Бестужева изуверски жестоким преследованиям. Его умышленно разлучили с братьями, во всем стесняли. Только в 1836 г. ему был присвоен первый офицерский чин, который он, по собственным словам, «выстрадал и выбил штыком».

Ссылка оторвала Бестужева от литературы. После ареста ему удалось вновь появиться в печати лишь через пять лет под псевдонимом «А. Марлинский». Преодолевая все преграды, связанные с положением тягчайшего государственного преступника, лично ненавидимого царем, он становится знаменитым писателем, читаемым и любимым огромным большинством прогрессивной интеллигенции 30-х годов. Для этого мало было незаурядного дарования, богатого жизненного опыта. Понадобилась железная воля, непрерывно напряженный труд, никогда не прекращавшееся овладение знаниями. Обладая редкими способностями в области филологии, он мог изъясняться на французском, немецком, английском, азербайджанском, персидском языках. Не были чужды ему и другие языки, например латинский.

На неоднократные просьбы Бестужева об отставке, о переводе на статскую службу для занятий литературой высшие власти ответили приказом о его перемещении в Гагры. «Не Бестужеву, - заметил при этом император, - с пользой заниматься словесностью». Для Бестужева, больного лихорадкой, назначение в Гагры было равносильно смерти.

В бою за мыс Адлер 7 (10) июня 1837 г. дерзостно отважный и исключительно доброжелательный к людям Искандер-бек, как его любовно звали жители Дербента, погиб.


Лирика


Первые лирические произведения Бестужева – пробы и поиски в самых различных жанрах. Это перевод «Оды о навигации» Лагарпа, дружеское послание «К Креницыну» (1818), «Подражание первой сатире Боало» (1819) и Овидию (1820), диалог Крутона и Людмилы из комедии «Оптимист» (181), явно напоминающий мольеровского «Мизантропа», иронико-сатирическое обращение к «Некоторым поэтам» (1818-1819) и «Михаил Тверской» (1824), несколько шарад и эпиграмм (1818-1825).

Но жанровые искания Бестужева с самого начала шли в определенном творческом направлении, о котором он отчетливо заявил в предисловии к поэме «Андрей, князь Переяславский»: «По духу времени и вкусу я был романтиком до конца ногтей».

Ведущие идейные мотивы стихотворений Бестужева, написанных до декабристского восстания, - сатирическое обличение властвующей деспотии, жизнеутверждение, свободолюбие, гражданственно-патриотическая героика. Эпикурейские мотивы, выражая оптимистическое, вольнолюбивое, стихийно-материалистическое восприятие мира, органические вплетаясь в лирику, занимают в ней все же подчиненное место.

Именно в это время Бестужев рисовал образ поэта-гражданина, который, преодолевая все лишения, беспощадно клеймит высший свет и славит лучших сынов отечества («К некоторым поэтам»).

Поэт обращается к лирике и после 14 декабря 1825 г. Но ее тематика резко меняется. На первое место выдвигаются любовные переживания («Ей», 1828; «Алине», 1828; «Разлука», 1829) и философские раздумья («Череп», 1828; «Часы», 1829; «Сон», 1829). Значительную роль начинают играть пейзажные зарисовки: «Финляндия» (1829), «Осень» (1829), «Шебутуй» (1829). Пишутся стихи на случай: «Имениннику» (1828), «В день именин» (1829).

Крушение социально-политических надежд, тяготы ссылки наложили на некоторые стихи поэта печать грусти, скорби, тоски, даже трагизма социального отщепенца, изгоя, одиночки. В стихотворении «К облаку» (1829) лирический герой с горечью произносит: «И я погибну вдалеке от родины и воли!» Но преобладающий их пафос оптимистический. Бестужев не пал духом, не раскаялся в своих убеждениях. Его верность идеям декабризма наиболее четко сказалась в стихотворении «Тост» (1829) и в поэме «Андрей, князь Переяславский», создававшейся в 1826-1827 гг., но оставшейся незаконченной. Поэма без ведома автора была опубликована в 1828 г. Ее идеализированный герой – удельный князь, младший сын Владимира Мономаха, народолюбец. Пламенея ненавистью к деспотизму киевского князя Всеслава, он защищает независимость и свободу своей отчизны, борется за национальное единство Руси.

Идейно-тематические мотивы поэзии Бестужева-Марлинского предвозвещали появление лирики Лермонтова.


Критика. Литературно-эстетические взгляды.


С 1818 г. Бестужев начал печататься как переводчик и стихотворец. Но громкую известность ему принесли не переводы и стихи, а критические выступления. С 1819 по 1822 г. он опубликовал более тридцати полемических статей, рецензий и заметок в журналах «Сын отечества», «Соревнователь просвещения», «Благонамеренный», «Невский зритель». С 1823 по 1825 г., кроме участия в уже указанных и других периодических изданиях («Литературные листки»), им обнародованы три годовых обозрения литературы в «Полярной звезде» и в 1833 году разбор романа Н. Полевого «Клятва при гробе господнем» в «Московском телеграфе».

Полагая, что литература «должна быть отраслью философии», Бестужев призывал писателей к высокой идейности и социально-политической гражданственности, направленной к обновлению и преобразованию мира. Им отстаивалась народно-героическая литература, защищалась свобода художественного творчества от всяких стеснительных эстетических догм и правительственной опеки, преследовалась подражательность чужеземных образцам и пропагандировалась оригинальная литература с ярко выраженным национально-самобытным языком.

Как романтик, он требовал от литературы возвышенных мыслей, «затепляющих души перед высоким, перед доблестным» широты обобщений и дерзновенно-могучих страстей, воплощенных в национально-самобытных характерах.

Отстаивая принцип «пересоздания» действительности, враждебный натурализму, т.е. эмпирическому описательству, Марлинский в статье «О романе Н. Полевого «Клятва при гробе господнем» провозглашал: «Искусство не рабски передразнивает природу, а создает свое из ее материалов». Осознавая главной целью литературы воспроизведение человеческих чувств, выражение авторского мироощущения, он в очерке «Путь до города Кубы», явно фондируя, писал: «Если кто воображает по моим очеркам познакомиться с Кавказом, а не со мною, тот горько ошибается».

Видя в романтизме «потребность века, жажду ума народного», «зов души, человека», Бестужев отдавал предпочтение перед всеми писателями Вальтеру Скотту, Ирвингу, Байрону, Шиллеру, Гюго, Радклиф. В первую очередь он учился именно у них, продолжал их традиции. При этом в начальном периоде для него был более значим Вальтер Скотт («Ревельский турнир»), а в позднем периоде он отдавал предпочтение Гюго («Красное покрывало»). Для него Вальтер Скотт – гениальный создатель исторических романов, ставших «потребностью всего читающего мира, от стен Москвы до Вашингтона». По его мнению, Гюго – «гений во весь рост», страница которого «стоит всех Бальзаков вместе».

Критические выступления Бестужева – боевая декабристская публицистика. Смелые, сверкающие остроумием, всегда задиристые и взволнованные, они сделались центром всеобщего внимания. Их вызывающе-воинствующая тональность исключила нейтральное отношение. С ними нужно было соглашаться или спорить. И вокруг них росла яростная полемика.

Пушкин видел в Бестужеве-критике «представителя вкуса и верного стража и покровителя нашей словесности». Белинский, справедливо иронизируя над размашистостью и субъективностью некоторых его суждений и оценок, в то же время отметил чрезвычайно важные заслуги и достоинства его критической деятельности. Эти заслуги – война с литературными староверами, в первую очередь с классицистами, развенчивание рептильной и лженародной литературы (Булгарин, Загоскин). Его достоинства – эстетическое чувство, верный вкус, остроумие и живость языка. «Да, - писал Белинский, Марлинский немного действовал как критик, но много сделал, - его заслуги в этом отношении незабвенны». Следуя за Белинским, Чернышевский относит Марлинского к «лучшим тогдашним журналистам».

Критическая деятельность Бестужева-Марлинского бесспорно готовила почву для появления Белинского, предвосхищала его оценки многих писателей, и прежде всего Крылова и Грибоедова.


Проза. Проблематика, идеи и характеры.


Дарование Бестужева много более, нежели в лирике и даже в критике, обнаружилось в прозе. Первые прозаические произведения Бестужева – очерки «Поездка в Ревель», опубликованные в 1821 г. в форме писем под псевдонимом «А. Марлинский».

Очерки «Поездка в Ревель» открыли вереницу повестей и рассказов Бестужева-Марлинского. Проза его условно делится на тематические циклы повестей, рассказов и очерков: исторических, светских, кавказских, этнографических и автобиографических.

Увлекаясь, как и другие декабристы, национальной самобытностью народов, Бестужев-Марлинский уделяет большое внимание исторической тематике. На историческом материале Ливонии строятся повести «Замок Венден» (1823), «Замок Нейгаузен» (1825). Пользуясь достоверными, глубоко им изученными эпизодами из истории Ливонии, Бестужев ставил в этих повестях актуальные проблемы современной ему борьбы с отечественными феодалами. Средневековые рыцари были не чем иным для него, как маскировкой от цензуры. Говоря о ливонских рыцарях, он имел в виду вероломство, жестокость, аморальность, несправедливость господствующего сословия родной земли – помещиков-крепостников.

Русской истории посвящаются его повести «Гедеон» (1821), «Листок из дневника гвардейского офицера» (1821-1823), «Ночь на корабле» (1822), «Роман и Ольга» (1823), «Вечер на бивуаке» (1823), «Подвиг Овечкина и Щербины за Кавказом» (1825), «Изменник», «Лейтенант Белозор» (1831), «Наезды» (1831), «Латник» (1832). Ведущие герои этих произведений – люди необычайного мужества, огромной силы воли, подлинные рыцари человечности, пламенные патриоты, готовые ради родины на любой подвиг, даже на смерть. Лейтенант Белозор, вызываясь спасти людей, тонущих в море, презирая опасность, говорит: «Я рад гибнуть там, куда призывает меня долг чести и человечества». Латник с гордостью произносит: «Отечеству посвятил я жизнь мою».

Наиболее яркие повести из светской жизни – «Испытание» (1830), «Страшное гадание» (1831) и «Фрегат «Надежда» (1833). Бестужев-Марлинский не защитник, а строгий судья высшего светского общества. Он обвиняет людей этого круга в холодном себялюбии, в тщеславии, в нравственно растленности, в пустозвонстве, в легкомыслии. Лишь редкие одиночки, «сохраненные случаем», уберегли в высшем свете «девственные понятия о человечестве», и они вступают с ним в конфликт.

Самая большая часть последекабристских прозаических произведений Бестужева-Марлинского посвящена Кавказу. Из них в первую очередь нужно назвать повести «Аммалат-бек» (1832), «Красное покрывало» (1831-1832), «Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев» (1834) и «Мулла-Нур» (1836). Эти повести привлекают серьезным изучением нравов, обычаев и культуры кавказских народов. Их автор с горячим сочувствием воссоздал героическую отвагу кавказских народов в борьбе за свою национальную независимость. Он не скрыл ни их достоинств. Ни их недостатков, обусловленных социально-политическими, экономическими, культурно-бытовыми причинами. В оценке национальной борьбы Кавказа и политики России на Востоке писатель стоял на прогрессивных позициях. Не разделяя шовинистической политики русского самодержавия, он понимал в то же время, что Россия несет Кавказу освобождение от турецко-персидской тирании, а также и просвещение.

Свои национально-политические взгляды Бестужев-Марлинский наиболее полно воплотил в образе полковника Верховского из повести «Аммалат-бек». Эта повесть завершается трагически. Верховский убит рукою Аммалата, которого он, избавив от смерти, любя, как брата, хотел приобщить к европейской цивилизации. А Аммалат, запутавшись в противоречиях, став жертвой предрассудков и коварной националистической интриги, сжигаемый совестью, находит смерть в безумстве храбрости. Сюжетно-драматическая напряженность, трагический финал повести отражают исключительную сложность русско-кавказских отношений той эпохи.

Этнографические и военно-этнографические очерки Бестужева-Марлинского заключают в себе много ценных исторических сведений, верных наблюдений о быте, нравах, психологии, фольклоре якутов («Отрывки из рассказов о Сибири», «Сибирские нравы», «Письма к доктору Эрману») и кавказских племен («Шах Гуссейн», «Письмо из Дагестана», Путь до города Кубы»). Этнографическими наблюдениями, фольклорными мотивами, явно опоэтизированными, пестрят также повести «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур». Русский святочный обряд нашел свое яркое выражение в повести «Страшное гадание». Лучшее среди открыто автобиографических произведений – «Прощание с Каспием» (1834), являющееся своеобразной лирико-философской поэмой.

Между преддекабристской и последекабристской прозой Бестужева-Марлинского нет каких-либо резких принципиальных различий. Но это не значит, что писатель не развивался.

Новые конкретно-исторические обстоятельства, изменившаяся судьба Бестужева-Марлинского наложили на его творчество неизгладимую печать. Это сказалось прежде всего в тематике. Появились сибирские и кавказские мотивы. Если в додекабристской прозе в стремлениях и взаимоотношениях своих персонажей писатель особенно подчеркивал социально-политические мотивы, то после 14 декабря 1825 г. в их поведении большое, а иногда и определяющее место стали занимать этические проблемы, в особенности же чувство любви. Внимание к любовной тематике, как наиболее социально-безобидной, определялось положением писателя – опального, ссыльного, разжалованного офицера, а также и цензурным гнетом. Он подчинял любовную проблематику пропаганде благородства, самых возвышенных чувств, связанных с гражданственностью, гуманностью, прогрессом.

Разделяя сократовское определение любви как стремление к возрождению жизни посредством красоты, Бестужев-Марлинский поет ей восторженную хвалу. С особенным вдохновением воссоздается им любовь девственно-чистая, светлая, полная неизъяснимо-наивной прелести, впервые вспыхнувшего, ярко протекавшего и навечно крепнувшего чувства. Такова любовь Виктора и Жанни («Лейтенант Белозор», 1831), Ольги Стрелинской («Испытание», 1830), Фелиции и латника, Лизы и Баянова («Латник»). Писатель удивительно ярко воссоздает красоту, глубину, поэзию любви. Его герои любят бурно, пламенно, нежно и страстно. Их восхищение друг другом нередко достигает поистине вершин обожания, что сказывается и в изяществе свойственного им внешнего поведения.

Бестужев-Марлинский утверждает любовь, основанную на гармоническом созвучии любящих и приносящую им полное счастье. Эта любовь предполагает преданность и верность, чувство ответственности и долга.

По глубочайшему убеждению Бестужева-Марлинского, подлинная любовь растит в человеке гуманность, «благородное доверие» друг к другу, братство. В произведениях Бестужева-Марлинского атмосфера поэзии любви создается и авторскими суждениями, врывающимися в ход повествования.

Но там, где любовь превращается в слепую чувственную страсть, изолирующую любящих от всего мира, в эгоизм, пренебрегающий общественными обязанностями, игнорирующий долг совести и чести, она, по мнению писателя, ведет к разрушению моральных устоев и кончается духовным опустошением, нравственной гибелью человека. Так случилось с капитаном Правиным из повести «Фрегат «Надежда». Движимый лишь эгоизмом страсти, он погубил любимую женщину, покинул в страшную бурю корабль и тем самым обрек на смерть шестнадцать человек команды, а фрегат на разрушение.

Крушение декабристского восстания, годы солдатчины содействовали укреплению в Марлинском демократического начала и вели к все большему пониманию достоинств своего народа и осознанию его активной роли в историческом процессе. Восхваляя в статье «О романе Н. Полевого «Клятва при гробе господнем» русский народ, Бестужев-Марлинский пишет: «Но где мне исчислить все девственные ключи, которые таятся доселе в кряже русском!». Усиливая внимание к народу, писатель расширяет демократический состав своих героев. Эта тенденция особенно заметна в повестях «Страшное гадание», «Латник» и «Мореход Никитин». Подлинным гимном простому русскому народу явилась его повесть «Мореход Никитин» (1834) об архангельских мореходах-рыбаках, взявших в плен военное судно англичан в 1810 г. И недаром Белинский отнес ее к особенно удачным.


Значение творчества


Произведения Бестужева-Марлинского, одного из наиболее даровитых, оригинальных и образованнейших писателей своего времени, по верному определению Белинского, «зачинщика русской повести», были замечены читателями с самого начала их публикации и пользовались возрастающим успехом. Они восхищали и Пушкина. По поводу «Романа и Ольги» и особенно «Вечеров на бивуаке» поэт писал их автору: «Все это ознаменовано твоей печатью, т.е. умом и чудесной живописью». Ему нравились и последующие повести: «Замок Нейгаузен», «Изменник», «Ревельский Турнир».

Марлинский привлекал прогрессивных читателей 30-х годов критикой господствующего сословия, гуманностью чувств, благородством поведения своих ведущих героев, выдвинутых им на первый план, противопоставлением пошлости – моральной доблести, заурядной повседневности – необычности, безобразию – красоты, серой прозе – поэзии большой любви. Никогда еще осознающая себя, протестующая личность, ее переживания не ставились в отечественной литературе в центр художественного произведения с такой последовательностью, как это выразилось в творчестве Марлинского. Увлекательный мир благородства и героики, открывшийся в его произведениях, захватывал читателей, особенно юношество, становился предметом их желаний и мечтаний. Энтузиазмом своих мыслей и чувств писатель возбуждал у них недовольство против коренных основ тогдашнего общественного строя.

Пропагандируя в самые мрачные годы социально-политической реакции идеи гражданского служения, писатель содействовал освободительному движению, революционной борьбе. Его социальный протест выражался даже и в небывалой живости языка, враждебного книжности. Речевая пестрота, живописность, непосредственность повестей Марлинского, противостоя торжественной высокости классицизма, чувствительности сентиментализма и туманности элегического романтизма, обозначали смелые новаторские поиски сближения литературного языка с разговорным.

Кроме того, Бестужеву-Марлинскому, по верному замечанию академика Н. Котляревского, «принадлежит честь… литературного открытия… русского солдата и офицера, того самого, который у всех был на глазах, которым все восхищались и о ком, кроме заученных фраз, не умели сказать ничего путного».

В 30-е годы литературная известность Бестужева-Марлинского, по свидетельству Белинского, «росла с чудовищной быстротой». Увлечение им было всеобщее. Марлинского называли «Пушкиным в прозе» и даже «царем прозы». Многие его повести инсценировались, например: «Замок Нейгаузен», «Красное покрывало», «Фрегат «Надежда», «Наезды». Тургенев в рассказе «Стук… Стук… Стук!..» вспоминал: «В тридцатых годах он гремел, как никто, - и Пушкин, по понятию тогдашней молодежи, не мог идти в сравнение с ним...» Вокруг опальной личности романтического писателя сплетались легенды.

Бестужев-Марлинский воздействовал и на писателей. Его произведения, несомненно, способствовали укреплению моральных и гражданско-патриотических мотивов в раннем творчестве Лермонтова, Гоголя, Гончарова, в особенности же в произведениях Н.Ф. Павлова, В.Ф. Одоевского, П.П. Каменского и многих других.

К концу 30-х годов поклонники Марлинского стали редеть. Победное шествие реализма, увлекавшее широкие читательские массы, не способствовало популярности Марлинского. Передовых читателей 40-х и в особенности 60-х годов интересовали уже другие, более демократические герои, увлеченные глубокой и острой социальной проблематикой. В это время, по заявлению теоретика и историка литературы С.П. Шевырева, им увлекалась лишь «неопытная молодежь». Тем не менее в 1847 г. вышло второе полное собрание его сочинений, а в 1870 г. Н.Я. Афанасьевым была поставлена опера «Аммалат-бек» в Мариинском театре.

Белинский великолепно понимал историческое превосходство Марлинского перед классицистами, сентименталистами и унылыми романтиками, его новаторство. Он правильно писал, что если те «хлопотали из всех сил, чтобы отдалиться от действительности и естественности в изобретении и слоге», то Марлинский изображал чаще современных ему людей и «силился подслушать живую общественную речь и, во имя ее, раздвинуть пределы литературного языка».

Творчество Бестужева-Марлинского, замечательного по своей оригинальности романтика, заслуживает исторически объективной оценки. Его лучшие произведения достойны популяризации среди самых широких масс, овладевающих самобытной отечественной литературой.
Форма входа
Анекдоты
Наш опрос
Нравится ли вам наш сайт?
Всего ответов: 0
Часы
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0
    Live internet
    //russia-pisateli.my1.ru/ | Сделать бесплатный сайт с uCoz